Georgia 🇬🇪

Pavel Drobushevich
13 min readJul 4, 2021

Добираться в Беларусь из ЕС становится все труднее и оттуда тоже куда-то поехать стало не просто. Прошлой осенью мы с сестрой встретились на нейтральной территории в Албании на море, а сейчас хотели вместе в горах отдохнуть и для этого пришлось смотреть на Восток. В результате была выбрана Грузия. Туда легко прилететь из Минска и на удивление из Мюнхена тоже есть прямой рейс в Тбилиси. Как можно понять по первой же фотографии выбор был отличный и на горы мы насмотрелись вдоволь!

Прилетили мы в Тбилиси очень рано — в 4 утра. В отель не заселишься, поэтому мы пошли смотреть город и думали где-нибудь заодно позавтракаем. Но не тут то было! Что-то открывается в 8, но в целом существенно покушать можно расчитывать только после 9–10… Так что хорошо что взяли завтраки в отеле и остальные дни такой проблемы не было.

Зато утром не очень жарко и на удивление людей тоже не много, только собачники и бегуны. Так что можно сделать крутую фотку основных достопримечательностей.

Собственно оставив чемоданы в отеле мы и пошли на верх к этому замку. Туда вообще ходит подъемник — прям как в горах кабинка большая, но камон — туда метров 50–100 набора — так что можно прогулятся и ножками. Нужно отметить что Тбилиси очень холмистый и если вы так же как мы любите гулять пешком — тут это гораздо веселее — потому что все время вверх-вниз))) Но такая холмистая местность придает текстуру и красоту городу!

Тбилиси имеет интересную архитектуру — тут сочетаются о-о-о-очень старые здания одновременно с вкраплениями современной архитектуры. Наример вот можно в центре увидеть две странные трубы в прекрасном парке Европы в центре города, а вокруг старые дома. Очень инетерсно гулять!

Я большой фанат цветных домиков и в этом плане Тбилиси просто великолепен своими старыми домами с балкончиками внутреними двориками!

Возвращаясь к замку и храму на холме — если дальше пройти там ещё есть огромная советская статуя Мать Грузия (ქართლის დედა). Я буду иногда оставлять тут названия на грузинском потому что мне очень нравится их письменность!

В обратную сторону от неё и подъемника из Тбилиси на холмах располагается большущий Ботанический сад. Мы были в конце июня и в пике было 36–38 градусов. Но гид сказал что тут бывает и выше 40, потому что вообще-то Тбилиси переводится как теплый. И поэтому именно Ботанический сад может вас спасти! Там много деревьев и тенька, поэтому там волшебно гуляется даже в такую жару и она совсем не чувствуется. Вход там платный, но очень не дорого, как и все в Грузии (хотя я это пишу как человек живущий в Мюнхене).

К вопросу о названии Тбилиси и его основании. Оно идет от теплых лечебных серных источников, которые располагаются чуть дальше за замком. Там есть красивая дорожка, так что рекомендую там прогулятся тоже. Она тоже ведет к ещё одному водопаду. В целом с водой в Грузии явно проблем нет (привет Боржоми). А вот с чем есть — так это с (мягко говоря) назойливыми предлагателями экскурсий… Но понять можно, туризм — это один из главных источников дохода тут, поэтому пройти в центре города 100 метров, чтобы вам не предложили покататься на караблике или посетить Кахетию — очень сложно. Но потом привыкаешь говорить нет. Просто некоторое время после Баварии, которой плевать на туристов такая “любовь” к ним немного ошарашивает.

Тбилиси конечно очень красив и потом мы даже нашли где вкусненько покушать, но как я вначале написал — наша основная цель была — Горы. Не холмики Тбилиси, а настоящие горы и это нас ждало следующие два дня!

Какую гору вы сразу вспоминаете в Грузии — конечно Казбек! Восходить туда мы точно не собирались, но я подумал что в долине тоже будет красиво. И не ошибся — из Тбилиси куча экскурсий по военной дороге (она уже не военная, просто историческое название) к его подножью. Потому что дорога идет по горным серпантинам и очень хорошая. В результате я остановился на вот этот экскурсии от Артура и могу однозначно его рекомендовать. Ещё у него инстаграмм есть explore__georgia.

Экскурсия проходит в один день обычно. Потому что это единственная дорога из Грузии (и Армени, и Азейрбаджана) в Россию. Поэтому по дороге туда вы всюду останавливаетесь — смотрите — а обратно уже экспресом домой. В одну сторону 170 км. Но мы хотели заночевать в горах, поэтому договорились разбить это на два дня с заедом ещё в пару мест.

Так же очень могу рекомендовать вот это описание всех мест по этой дороге. Очень всеобъемлющее (у меня в посте не так, я не пишу гид, а просто делюсь впечатлениями) и с точками gps если решите поехать самостоятельно на машине: FAQ Военно-Грузинская дорога — достопримечательности на карте.

Первая же остановка — Жинвальское водохранилище, где сходятся три реки. Горы тут невысокие и зеленые, поэтому пейзаж очень напомнил мне Баварские горые озеры. Оно такое же чистое и снабжает водой Тбилиси.

Все эти места очень туристические — куча лавочек с сувенирами и очень много людей. Нам в целом более менее повезло — туризм ещё не востановился после 2–3 волны короны и было в целом не так много как обычно. Но вот в храме-крепости Ананури уже очень много. Там куча автобусов выгружало людей. Он тоже стоит на берегу этого водохранилища. Что интересно у них многие храмы имеют ещё и крепостные стены. Прям замков как в европе не много, а имено храмы кажется являлись такими оборонительными местами.

А дальше обед по расписанию в месте, где по словам Артура, собственно и придумали хинкали. Мы их заказали и они тут действительно вкусные. Но если честно — всюду где мы кушали в Грузии — очень вкусно!

На второй фотографии если присмотреться можно заметить что вода разного цвета — тут сливаются две из трех рек которые впадают в то водохранилище. Все три носят название Арагва и только цвет разный. Тут сливаются черная и белая. Есть ещё красная. В зависимости разница в цвете ощутимо видна.

Но теперь к настоящим горам. Чем дальше от Тбилиси — тем они конечно выше! И первая смотровая площадка “Крест”. Просто невероятный вид на горы мимо которых мы проезжаем. Тут уже приближаемся к высоте почти 2000 и поэтому деревья исчезают, но они все ещё зеленые благодаря траве и кустарником. Завораживающее зрелище.

На горке с другой стороны дороги я увидел крест на холме и решил сбегать — думал увижу Гудаури (горнолыжный курорт который нас дальше ждал), но нет. Зато сфотографировал эту площадку.

Собственно Гудаури мы проехали без остановок — это типичный горнолыжный курорт. Там сплошные отели и подъемники. Если не собираетесь на нем подниматься — то нет смысла и останавливаться. Потому что чтобы восхитится горами дальше есть ещё одна крутая обзорная площадка — Арка Дружбы народов.

В отличии от Креста — тут огромная парковка и просто толпы людей. Как можно увидеть — сама площадка тут большая, поэтому многи и останавливаются. Первая фотография в этом посте с Таней сделана как раз тут. Уже можно увидеть огромные горы впереди!

В Тбилиси, как я писал, очень настойчиво предлагают покататься на катерах, а тут предлагаю полетать на параплане. Мы с сестрой очень боимся высоты — так что мы не согласились. Артур говорит, что многие кого он возит тут летают и он сам конечно тоже летал несколько раз.

А вот так собственно выглядит парковка со стороны арки. Там тоже кстати много ларьков со всяким разным. Тут действует стандартная туристическая рекомендация — ничего не покупать…

Арка находится уже на высоте 2385 и чуть дальше по дороге проезжаем самую высокую точку перевала — 2395 и теперь снова вниз в деревню Казбеги (она же Степанцминда — новое название). Находится она, как легко догадаться именно по старому названию, у подножья Казбека. Он тут самый высокий и тучки любят за него зацепится, поэтому не всем удается увидеть его во всей красе — но нам повезло, вот такой вид уже открывался со двора нашей гостиницы! (для не догадливых — Казбек это тот который дальше со снегом).

Мы взяли на букинге номер с опцией mountain view — самая бесполезная опция кажется в Казбеги, потому что тут в любую сторону видны горы, конечно же. Нужна опция — с видом на Казбек! Потому что наши окна хотя и показывали горы, но в другую сторону — откуда мы приехали (расветная фотография утром с балкона).

Мы хотели сходить куда-нибудь прогуляться, но невысоко. Собственно все идут к церкви Гергети. Туда даже уже асфальтовую дорогу для машин сделали, настолько популярное место. Мы это оставили на утро завтра, а сегодня решили сходить более короткий маршрут рядом с нашем отелем как раз — монастырь Иоане (სტეფანწმინდის ელია წინასწარმეტყველის სახ. მამათა მონასტერი). Дорога туда простая и тоже даже на машине можно проехать. А переди красивейший вулкан!

Остановится и перестать тут фотографировать просто невозможно, обернувшись назад и оторвав взгляд от серого вулкана можно увидеть Казбек во всей красе!

На верху очень много построек: монастырь, кельи. Вообщем я не особо разбираюсь. Сам я просто крутился на 360 градусов и безудержно все фотографировал!

Дальше был конечно же очень вкусный ужил и прогулка по это деревушке и ещё раз случайно вверх, потому что искали какой-то отель с террасой и кафе, но я завел не туда. Зато полюбовались Казбеком в предзакатном свете. Слева от него можно увидеть холмик и на нем церковь — это собственно и есть церковь Гергети, куда мы собирались завтра рано утречком.

Как я сказал — туда можно даже на обычно машине теперь доехать. Хотя после зимы дорога часто бывает в плохом состоянии и её ремонтируют. Но тогда можно например джип взять с другой стороны по гравийки доехать. Но все это не спортивно! Пройдя эту дорогу на своих других на верху ты получаешь совсем другой кайф! Можно идти просто по асфальтовой если у вас нет подходящей обуви и опыта, но можно в некоторых местах рвануть напрямик. Но это не так просто как может показаться — так что здраво оценивайте свои силы и передыхайте иногда.

Дойдя до верха начался сильный ветер и небольшой дождь — но как я сказал — когда ты достигаешь вершины пешком — это каеееф.

Потом погода начала улучшаться. На верху очень красиво.

На путь обратно мы выбрали асфальтовую дорогу. Мы начали подъем в 6 утра и были на верху ранним утром, поэтому на дороге почти не было машин и по ней было комфортно идти. А виды вокруг просто захватывали дух!

Мы вернулись в отель ещё до выписки, приняли душ и поехали обратно. По дороге сюда в отличии от одноднейвной экскурсии мы не посмотрели несколько мест, так что восполняли эти пробелы на обратно пути. Хотя вот, например, сюда обычно не ездят — один художник на это поле привозит камни и делает на них изображения известных людей Грузии.

Дальше уже супер популярное место где минеральный источник окрасил все вокруг в оранжевый цвет. С другой стороны можно даже испить из него (так себе вкус, лучше покупайти Боржоми в магазине :))

Ближе к Тбилиси мы совсем отклонились от стандартного маршрута экскурсии по Грузинской военной дороги, чтобы заехать к церкови Джвари. Она третьего или четвертого века. Тут о-о-очнь много свадеб. Прям чуть ли не одновременно.

Она находится, как и полагается церкви-крепости, на возвышении, поэтому оттуда открывается невероятный вид на окрестности и в первую очередь древнюю столицу Грузии — Мцхета. А ещё там сливаются две реки Арагви и Кура. Оказывается об этом месте писал Лермонтов в своей Мцыри. Кстати, на въезде в Тбилиси стоит ему памятник.

В отличии от Тбилиси — в Мцхете старый город действительно старый, потому что в него въезд заблокирован для всех кроме жителей. Так что там очень комфортно гулять. Однозначно рекомедую заглянуть.

Напоследок Артур послушал где же мы были в Тбилиси и порекомендовал заглянуть в “новый город”. И это действительно другой Тбилиси. Современный, живой. Там несколько пешеходных улиц с барчиками и ресторанами. Вообщем не туристическая жизнь (хотя и она тоже, так как много сувениров мы именно там купили) там! Вообщем идете от старого города к Площади свободы (თავისუფლების მოედანი) и там гуляете по Руставели, Гудуашвили и не ожидано улице Александра Пушкина…

Как можно заметить мы за три дня в Грузии просто уйму чего посетили и посмотрели. Это было круто, но мы так же устали. Так что решили финальный день посвятить немного отдыху. А при +38 лучше отдыхать у воды, но море далеко от Тбилиси. Что же делать — мы спросили у Артура и он подсказал! Оказывается есть Тбилиское море. Это как Минское море, если кто в курсе. В ообщем не море совсем, но огромное озеро неподалеку от Тбилиси. Где есть несколько пляжей. Артур нам порекомендовал Tbilisi Sea Club. Платный, но зато норм инфраструктура и не забито все людьми. Озеро горное — поэтому вода там прохладное и дно камянистое — вообщем большинство тусит у бассейнов, что немного страно приехать на озеро, чтобы купаться у бассейна?! :) Но лично мы и там и там искупались))

Мы добирались туда на такси от Bolt, но обратно не нашлось машин, а Яндекс такси я не поставил, хотя проезжающие их машины там были, так что может быть с ним больше бы повезло. Вообщем остановили таксиста который кого-то привез. А он зашел с козырей — сколько заплатишь. Этот вопрос меня прям в культурный шок поставил. Вообщем это одна из причин почему я обажаю Германию в общем и Баварию в частности. Я плохо приспосабливаюсь к восточному хаусу и тп. Вообщем с ним доехали под Пугачеву (хотя нет, Таня сказала что этот какая-то другая советская поп-звезда 80хх была, но не важно) и вышли раньше чем надо было… Зато вовремя прогулки наткнулись на ещё одну прекрасную пешеходную улицу!

На вторую половину дня у нас ещё было грамадье планов! Во-первых, мы сходили в кафедральный собор Тринити. Он огроменный и очень красивый. При входе там есть кафе воды Лагидзе. Там нужно обязательно попробовать их лимонад и хачипури.

А уже по настоящему поужинать мы пошли по рекомендации Артура в ресторан Грузинский Дом — там очень антуражно и вкусно. Обязательно закажите курицу в зеленом соусе (я забыл как называется, но официанты по этим ключевым словам подскажут :)). После чего мы буквально на последнем фуникулере успели подняться на верх к телевизионной башне, чтобы посмотреть на ночной Тбилиси. Там на горе ещё есть парк развелчений с чертовым колесом, но как я уже писал — мы с сестрой не фанаты высоты, так что не сильно растроились что уже туда не попали.

Вот такое хотя и короткое — всего 4 дня, но очень насыщеное приключение получилось в Грузии. Я улетал рано утром, а Тани ещё повезло позавтракать на терассе нашего отеля с прекрасным видом и погулять по утреннему Тбилиси до жары.