Silvretta Training Glacier

Pavel Drobushevich
14 min readAug 4, 2020

О-o-очень давно хотел пройти курс по тому как ходить в “настоящие” горы. Это я про те, что по-выше моих обычных походов и с ледниками и т.п. Как и многие мои планы — этот я прокрастинировал, потому что тренингов на английском мало, а немецкий мой все ещё плох. Но тут неожиданно Костя подогнал крутую возможность пройти его на русском у отличных гидов! Так что я сразу же согласился. На первой фотографии наша мюнхенско-чешская банда. Тренинг проводился в Австрийской области Silvretta и мы встречались на берегу Silvretta Stausee. Мы ехали из Мюнхена, ребята из Чехии, а Кирилл до этого успел сбегать на Монблан и ехал из Франции с запасами вина. Мы “немного” припозднились и ребята к этому времени разложили специальное оборудование для каждого. Как постоянные читатели знаю, я в горы иду не в первый раз, но для ледников нужно много особого снаряжения и ребята это все нам дали. Да, сразу спойлер: Кирилл и Адам отличные гиды и если вы думаете куда-нибудь в горы сходить или на треккинг, то обязательно загляните какие у них есть программы: https://adventure-time.cz/. Например, Tour du Mont Blanc — это просто потрясающий поход и подходит даже начинающим. Это не восхождение на Монблан, а многодневный треккинг вокруг него, что как по мне красивее и даже интереснее самого пика. Я бы сам сходил с ребятами его, но все таки планирую пробежать как-нибудь в рамках UTMB. Да и в целом если любите горы обязательно подпишитесь на Кирилла в телеграмме, твитторе и инстаграмме.

Маленький дисклеймер: это заметка — мои впечатления, а не детальное описание курса, так что какие-то моменты могут быть пропущены или слишком поверхностно рассказаны. Если вам в интересно пройти этот или похожий курс, то лучше смотреть описание на сайте у ребят https://adventure-time.cz/ или написать напрямую Кириллу, например в твитторе.

Вообще место просто топовое. Озеро уже находится на высоте 2000 метров с мелочью и сюда можно доехать на машине по красивейшему Австрийскому серпантину (ещё один спойлер: в другую сторону это серпантин ещё более красивый, но дорога платная — 16 евро).

“Развлекались” мы на вот том белом леднике. На 400 метров выше и 6 км дальше в ту сторону находится Wiesbadener Hütte. Оттуда очень удобно делать восхождения на разные окружающие его вершины, многие из которых выше трех тысяч. Дорога максимально простая, собственно по ней джипом доставляют еду и пр. в сам приют. Я конечно очень плохо упаковался и кроме рюкзака у меня была дополнительная сумка. Думал взять большой рюкзак, но раз мы вещи все эти дни должны были оставлять в приюте, то решил взять маленький и более удобный рюкзак для восхождений и дополнительную сумку которую можно оставить на эти дни в комнате, а уж 400 метров дотащил её. Подсмотрел, что у Кирилла есть компактный рюкзак для восхождений, который он просто в основной большей бросил. Нужно тоже что-нибудь такое купить, потому что у моего маленького рюкзака жесткая спинка и его в другой не упакуешь.

Кроме похода до места дислокации на первый день у нас было теоретически-практическое занятие. Одна из главных опасностей передвижения по леднику — провалиться в трещину, поэтому никто (из разумных людей) не ходит в одиночку и это всегда связка. Так что в первый вечер мы учились вязать разные узлы.

Специально сходил в Strava проверил и у меня там за эти три года (хотя скорее два последних, когда я совсем разактивничался) занесено больше сотни хайков. При этом, не считая этого раза, всего дважды с ночевкой именно в горах. Оба раза Таня “затащила” прогуляться с палатками. Так что это был первый раз, когда я ночевал в приюте. Наслушался разного при их качество и возможность уснуть :) Нам повезло. У нас был своя, хоть и небольшая, но комната, рассчитанная на десять человек и мы вдевятером отлично поместились. В целом этот приют очень хорошо сделан, видимо благодаря тому что сюда ведет дорого, по которой можно проехать. В подвале большая комната для инвентаря и сушки для ботинок. Душ есть, даже четыре кабинки. Холодная вода бесплатно, видимо с ледника, а вот за тепленькую придется раскошелиться — 1 евро за 90 секунд. Оказалось в 90 секунд действительно можно помыться :) В самой комнате куча полок. Так что разместились достаточно комфортно и могу рекомендовать это место даже таким неженкам как я. Хотя конечно мы спали втроем и первую ночь не плохо потолкались, но потом вполне приемлемо. В связи с короной все в спальниках, потому что одеяла не выдавали. За ночь 9 человек своим дыханием даже с открытой форточкой так прогревали комнату, что я под утро совсем выбирался даже из своего легкого спальника.

Программа была настолько насыщенная, что я совсем забыл про то чтобы славить красивый рассвет или закат в горах, даже когда мы практиковались на улице… Зато вот Маркета сделала шикарнейшую фотографию. Кстати да, в моём посте большинство фотографий сделаны не мной, а взяты из нашего совместного огромного фото-альбома.

Второй день. Он уже был очень насыщенным. Много занятий на снегу и леднике. Да и поднялись выше. Но начнем его с фотографии прекрасных гор, которые нас окружали. Этот и следующий день мы провели в левой части этой фотографии где вы можете увидеть много снега и лед. Это ледник Ochsentaler.

Но конечно все началось с инструктажа, проверки снаряжения и т.п. Я научился правильно крепить ледоруб на свой рюкзак :) А это наши гиды — Кирилл и Адам на фоне Silvrettahorn.

Начало очень привычное по нашим регулярным походам в Альпах. Каменистая дорожка с очень красивыми видами и скалами. Все ненужное оставили в приюте, так что рюкзаки стали полегче. Но все равно, старт на высоте 2442 и это чувствуется. С другой стороны мы никуда не спешили.

Вот так выглядит “долина” ледника. Раньше он её заполнял её всю. Кирилл показал какие примерно были его границы судя по рельефу, а в приюте можно было посмотреть фотографии пятидесятилетней давности. Совсем схудал бедный. Гретта — спасай его!

В правой части можно увидеть огромные водопады. По фотографии очень трудно оценить масштаб, но они реально несколько десятков метров. Дальше они превращаются в очень быстрые ручейки и потом снова водопады. Вот тут уже было интересно, так как через некоторые мостики были, но через два по меньше — нет. Приходилось перепрыгивать. Сейчас смотришь на фотографию и кажется — что тут такого, он же шириной в шаг. Но в первый раз было волнительно! Течение невероятно быстрое. Там вдали стоит на подстраховке Степан, который должен был ловить нас если вдруг что-то пойдет не так, потому что за ним уже обрыв наверное на сотню метров. Вообщем прикольно!

А дальше ещё немного камней и скал, где пришлось и пролезть чутка. Очень красивый песочный цвет. Что-то я не припомню таких коричневых скал в Баварских Альпах.

Так неспешно мы и пришли к началу снега. Грязноватенький конечно :) Что поделать, лето и свежий редко выпадает. Дальше на леднике был более белоснежный. Тут уже учились обувать кошки, а так связываться и вспоминали узлы изученные вчера.

Ушли мы не слишком далеко, так как чуть дальше был очень удобный закуток со снежной горочкой, где мы отработали попытку задержать себя ледорубом. Ребят сверху закрепили страховку, чтобы мы случайно не уехали совсем вниз на камни. Мы кстати потом, на обратном пути, тоже поучились тут же как делать такие же точки фиксации. Снег был достаточно мягкий и после нескольких человек уже был хорошо так “распахан”, так что задержаться было не просто и очень часто ты доезжал и повисал на страховке. Но было прикольно на пузике по снегу ехать. А вот что не прикольно — если вы не взяли или потеряли ледоруб — даже с ним может быть сложно остановиться, а уж без него — у вас практически нет шансов. Кирилл как раз рассказал историю как они спасли такую вот группу где вся связка по склону вниз падала…

Потом мы снова связались. В этот раз гораздо быстрее — прогресс! И по снежному серпантину забрались на верх ледника откуда открывался просто невероятный вид на снежную равнину! Кстати, держать веревку как полагается натянутой на вот таких поворотах очень сложно.

Идти по такому снежному полю в связки мне в этот день показалось чутка скучновато. На следующий день мы тут же шли и уже бодрее, поэтому такого чувства уже не было. Видимо нужно ловить медитативный процесс в этом. Как некоторые буддийские монахи переходят маленький садик в полдня. Так и тут ты погружаешься в небольшой транс следуя маленькими шагами по снегу за веревкой.

С одной стороны небо выглядело прекрасно, но к сожалению с другой — приближалась гроза и так как у нас в приоритете конечно же были тренировки — мы развернулись обратно не дойдя до вершины, чтобы ещё поучится и быстро вниз.

На льду, а потом и на снегу поучились как сделать хорошую точку для фиксации, чтобы подстраховаться на спуске или когда понадобится из трещины вытаскивать. Вкручивали ледобуры и закапывали ледорубы. Именно так, не перепутать :) Ах да, ещё делали абалакову — это когда маленькую веревочку просовываешь через лед и она держит не хуже ледобура!

А дальше по быстрому домой, так как дождь начал совсем заливать. Но погода в горах она очень непостоянная, так что пройдя пару километров к приюту в противоположенное от тучки направление мы снова встретились с солнышком.

Оно было очень в тему, так как все таки вещи намокли, так что придя в приют мы на его заднем дворе сразу заняли все вешалки.

Но если вы думали, что это все, то как бы ни так. Это настоящий тренинг, поэтому после ужина нас ждало ещё одно занятие. Учились вытягивать из трещины. Степан очень убедительно имитировал застрявшего :) Так как с ужином была задержка, то процесс спасения затянулся до темноты, а у Кирилла пока он “висел” в трещине уже даже вино начало заканчиваться :)

На следующий день мы все таки решили успеть сходить на вершину Piz Buin. Так что более расторопно собрались и двинули. Связались на леднике тоже оперативно, да и в целом бодро шли — видимо вчерашняя акклиматизация сказалась. Не буду утомлять вас фотографиями первой части дня, так как до подножья горы маршрут полностью совпадал со вчерашним днем. Вообщем преодолев ледник мы пришли к каменному подножью горы. Тут мы “разулись”, т. е. сняли кошки, максимально разгрузили рюкзаки сбросив всё внизу, чтобы налегке подняться. По самой горе Piz Buin проходит граница Австрии и Швейцарии, так что тут уже можно было в небольшую расчелину перед посмотреть на Швейцарию. Надеюсь скоро и там удасться погулять в горах.

По большей части маршрут до вершины был простой. Но был один участок, где пришлось конкретно лезть и чутка страшновато было. Особенно, когда задумывался, что потом и обратно этой же дорогой придется спускаться… Но это без сомнения компенсировалось потрясающим видом!

А вот мы на вершине! Кстати, как отметил Кирилл — вершина самое опасное место, так как все начинают фотографироваться, а это обычно отрытый маленький пяточек… Степан сделал самую крутую фотографию нашей группы на вершине! И дальше мы спустились чуть вниз на широкое и безопасное пространство для привала. К этому времени все были уже три дня практически без интернета, потому что в районе приюта он не ловил, а тут как раз заработал и наконец появилась возможность всю эту красоту в инстаграмм отправить!

Как я написал выше — очень страшно было думать как же спускаться в паре отвесных мест. Честно говоря думал не развернуться ли и подождать ребят, вместо того чтобы переться вверх… Но потом решил — когда если не сейчас ещё можно попробовать — вместе с нами отличные гиды. И это было правильным решением. Закрепили нас на веревке со страховочными точками, так уверенности добавилось и не зря. В двух местах лично мне было реально страшновато спускаться и я судорожно ногой нащупывал надежную точку, чтобы стать. Вообщем однозначно решил, что пора таки присоединиться к Полине на скалолазание.

А дальше уже весело вниз по леднику! Но не домой — у нас же учебный курс. Ребята заприметили отличную трещину, чтобы уже по настоящему из неё вытаскивать.

Вытягивать из трещины это совсем другое дело. Смастерить систему после занятий лично для меня уже не было проблемой, но вот вопрос физической силы очень актуальный. Мы попробовали разные варианты, с дополнительными приспособлениями которые дают чуть меньше потерь и тп. Но все равно было крайне непросто, особенно если человек в трещине не помогает (что конечно бывает, он мог получить травму). Вообщем этот тот момент, где грубая физическая сила тоже крайне необходима.

Лично мне было страшновато пока лезть туда, но тут нас снова накрыла непогода — так что мне и не пришлось. Особенно когда в начале ребята готовили все и гуляли вдоль трещины с очень выразительными лицами. В одном месте Степан сказал что не видит дна… Зато там действительно очень красиво. Вот фотографии Степана, который самый первый туда прыгнул на разведку :)

В этот раз нас более ещё большая туча накрывала и ледник совсем затягивало, а меня поставили в начале связки и я чутка сильно рванул. Но к счастью мы добрались без происшествий и по настоящему вытягивать никого не пришлось. Все таки иногда забываешь, что ты не просто гуляешь по снегу, а фактически по минному полю и нужно быть предельно аккуратным как самому, так и следить за всей связкой даже если вы и куча других людей уже шли сегодня по этому маршруту.

Поход и тренировки заняли больше десяти часов, так что все подустали и к счастью (или скорее продумано) ребята запланировали только теоретическую часть после ужина. Разбирались с картами и навигацией.

Как мы выяснили вчера вытащить кого-то из трещины не так уж просто, поэтому в четвертый день наших занятий мы учились тому как самому выбраться, практически как барон Мюнхгаузен себя за волосы вытаскивал. Оказалось буквально немного в стороне от приюта есть большущая скала, где располагается скальный полигон. Когда мы пришли туда, даже не смотря на дождливую погоду, там уже “висела” тьма народа.

Ребята закрепили две веревки для нас и мы начали пытаться себя “спасть”. Это оказалось тоже непросто. Особенно если ты жирный, как некоторые (не будем показывать пальцем). Через некоторое время подъемов один мой прусик перестал двигаться и Кириллу пришлось мне помогать, благо я не высоко забрался. С узлом Гарда получилось лучше двигаться. Вообщем вывод однозначен — в трещину лучше не падать :) Ну и да, нужно ещё практиковать и практиковать оба варианта — как вытащить друга и самому выбраться.

А дальше уже были сборы, финальный согревающий гуляш-суп, так как погода в воскресенье была промозглая и финальный бодрый спуск к машинам у озера.

Внизу Адам дал весы и оказалось, что мой рюкзак (точнее два) весили 17 килограмм. Я прям удивился. Так как я обычно делаю однодневные вылазки в горы, то думал с рюкзаком больше 10 кг мне будет трудно, а так даже с этим большим грузом бодро двигался. Но на будущее нужно таки научится брать только действительно необходимое. К тому же в ледниковом походе у тебя ещё много специального оборудования. Кстати про него. Вот наш замечательный счастливый гид, что все вернули и некоторые даже скрутили аккуратно прусики :)

Вообщем это были однозначно замечательные четыре дня в горах, с кучей впечатлений и новых знаний! Ещё раз рекламирую ребят — у них есть варианты на любой вкус, от легких трекиннгов в красивых местах, до настоящий альпинистских восхождений. Они крутые профессионалы: https://adventure-time.cz/.

Бонус! Европа маленькая и мы забрели на самый запад Австрии и отсюда было недалеко до Лихтенштейна и даже почти по дороге в Мюнхен, а двое из нас четверых там не были ни разу, так что мы решили заглянуть в эту страну. Тем более как оказалось от озера именно в том направлении ведет невероятный и крутой серпантин. Мы прям были рады, что решили пока не кушать, потому что крутил он нас почти как американские горки. В самом Лихтенштейне мы пробыли ровно час. Без шуток! Я засек когда мы пересекли границу и когда вернулись обратно в Австрию. Единственная интересная достопримечательность — это замок, но туда все равно не пускают!

Зато в прекрасном Австрийском городке Feldkirch Никита нашел ресторан, который располагался внутри замка, так что мы все таки попали в замок в этот день. Кстати очень рекомендую его, главное не перепутайте. Мы вначале пошли в другое место рядом с ним. Мы такие в спортивных шмотках, официант на нас посмотрел и сказал что мест нет :) Но это все равно не тот оказался. Правильный ресторан вот прям непосредственно в замке — Schlosswirtschaft Schattenburg.

Кирилл смонтировал крутое видео о том как это было, так что вот тут все тоже самое о чем я писал, но только с экшином!

Ещё больше скучных и не очень историй о моей жизни в Мюнхене можно прочитать в телеграмм канале https://t.me/muenchenleben

А за крутыми историями про горы вам в телеграмм канал Кирилла https://t.me/leadmeguideme